— Анна Шереметева, волонтер группы Добровольческого движения «Даниловцы»
в НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой
Хочу начать с предыстории.
2005 год, Москва. Мой папа принимает курсовики по электрооборудованию портов у 3-го курса. Матанализ, адские расчёты, студент пытается объяснить гору формул, зачитывая куски из теоретической части. Папа его останавливает:
— Подожди. — Надо заметить, что обращение на “ты” — это редкость, только после нескольких семестров вместе, если студент дал согласие. К девушкам — только на “вы”. Папа четко соблюдает преподавательский этикет. Так вот.
— Подожди, дорогой. Ты мне тут все замечательно написал, рассчитал, нет вопросов. Теперь отложи этот огромный том в сторонку. Скажи, у тебя есть младший братик лет шести? Нет? Ничего, представь, что есть. А теперь представь, что пока ты работаешь над курсовой, братик приходит к тебе, заглядывает через плечо и спрашивает, мол, Вася, а что это ты такое интересное делаешь? Так вот, объясни мне, пожалуйста, как объяснил бы братику, что ты тут делал и как считал. Простыми словами, он терминов еще не знает. Что ты делал и зачем.
Папа много раз рассказывал, что такая постановка вопроса шокировала студентов. В основном преподаватели требовали “формулы” и “наизусть”. Папа требовал понимания, что делаем, и зачем это вообще нужно. И говорил, что если ты можешь объяснить ребенку то, что ты делаешь, — ты это действительно понимаешь и знаешь.
К чему я заняла этой историей так много вашего внимания? Недавно замечательная Александра Сошникова, сотрудник Движения «Даниловцы», пришла к нашим девочкам из Центра психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой и дала мастер-класс по индийскому танцу! Детям понравилось, они просили еще станцевать, еще поставить песни, еще прийти. За 45 минут онлайна она смогла донести до наших сложных подопечных смысл и идею танца, даже целой культуры. Это было потрясающе! Это было мощно!
Саша потом спрашивала, мол, дети-то ваши. Дайте обратную связь: может, они так просто сказали, что понравилось, напоказ? Мы в группе уверенно замотали головами. Нет, наши не такие. Сразу говорят или демонстрируют, если не пошло. Уходят. А если говорят: «Красиво, давайте ещё песню, приходите ещё», — значит, понравилось. Можно верить.
То есть, им правда понравилось. Я уверена, они и музыку послушают, не сейчас, так потом. Может, и не вспомнят, откуда это слышали. Но это так и работает, воспитание прекрасным. Искусством. Никогда напрямую — «смотри, это опера, это великое искусство, надо любить». Ребенок даже если и кивнет, про себя подумает: «Ага, конечно. Щас это завывание кончится, и дома наконец Курта Кобейна/Арию/Моргенштерна/Алёну Швец послушаю».
Саша в тот день сделала самое сложное — посеяла зерно истинного интереса. И теперь оно там, в земле, в детских душах. Его не видно пока, но оно прорастет. Это точно!
Чтобы «Даниловцы» продолжали помогать детям в НПЦ им. Г.Е.Сухаревой, нужна ваша помощь!
Пожертвуйте!
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.